UX-тестирование: посмотреть на продукт глазами пользователя

Бизнес использует UX‑тестирование, чтобы найти барьеры, которые мешают пользователю совершить целевое действие. Например, подписаться на рассылку или купить товар в интернет-магазине. В статье рассказали, какие бывают UX-тесты и как их проводить.

Зачем нужны UX-тексты

Без UX-тестирования сложно разработать логичный пользовательский путь и удобный интерфейс. Потребность в инструменте возникает в нескольких сценариях:

1. Создание первых прототипов и макетов интерфейсов. Тестирование помогает выявить проблемы и недочеты до того, как будет затрачено много ресурсов на разработку.

2. Запуск нового продукта. Тесты помогают убедиться, что все элементы интерфейса работают как надо и пользователи могут эффективно использовать продукт.

3. Добавление нового функционала. Инструмент помогает проверить, как изменения воспринимаются пользователями и не создают ли они новых проблем.

4. Изменение интерфейса. Тестирование ui/ux позволяет убедиться, что аудиторию легко адаптируется к изменениям и продолжает использовать продукт без затруднений.

5. Падение метрик, отрицательные отзывы о продукте. Если наблюдается снижение конверсии, увеличение показателей отказов или рост количества обращений в службу поддержки, UX-тестирование поможет найти причины.

6. Проверка гипотез. Когда у команды есть теории относительно того, как улучшить продукт, тесты помогают проверить их на реальных пользователях.

7. Понимание пользовательского опыта. Когда требуется глубже понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом, какие у них возникают затруднения и какие аспекты им особенно нравятся.

Примеры заданий для ux-тестирования:

  • зарегистрироваться на сайте;

  • найти и добавить товар в корзину;

  • оформить заказ;

  • найти контактную информацию;

  • изменить настройки профиля.

Какие бывают UX-тесты

Пользовательское тестирование включает в себя множество видов, каждый из которых применяется в зависимости от целей и стадии разработки продукта. Вот основные методики:

Совместное проектирование — методология, которая активно включает конечных пользователей в процесс разработки и проектирования. Продукт не тестируется, а создается на встрече. В результата получается прототип со списком необходимого функционала.

Этнографическое исследование используется для глубокого изучения поведения, привычек, культуры и опыта людей в их естественной среде. Этнография часто применяется в пользовательских исследованиях для понимания контекста использования продукта, выявления скрытых потребностей и получения инсайтов, которые могут быть упущены при использовании других методов. Задача  — протестировать продукт в разных жизненных ситуациях. Например, проверить, насколько удобно заказывать продукты в приложении на ходу. 

Дневниковое исследование — метод качественного исследования, при котором участники ведут записи о своем опыте, поведении и мыслях в течение определенного периода времени. Тест позволяет собрать подробную информацию о повседневной жизни и взаимодействии пользователей с продуктом в их естественной среде. Например, изучить рутину и привычки аудитории, чтобы адаптировать сайт или приложение под их потребности.

A/B тестирование — метод сравнительного анализа двух или более вариантов одного и того же элемента, например, страницы оформления заказа. Метод помогает определить, что работает лучше с точки зрения выбранной метрики, например, конверсии в продажу. Тест используется для готовых продуктов, в которых нужно найти слабые места и точки роста.

Коридорные тесты — метод простого и быстрого тестирования, когда опрос проводится среди случайный пользователей, например коллег или знакомых. Используется для готовых продуктов и прототипов, чтобы получить первичные отзывы и выявить очевидные проблем на ранних этапах разработки.

Модерируемое исследование — исследование, в котором пользователь взаимодействует с продуктом под руководством модератора. Он направляет участников, задает вопросы и наблюдает за их действиями, чтобы собрать подробные данные о поведении, проблемах и опыте пользователей. Используется в готовых продуктах и прототипах, чтобы позволяющий выявить проблемы и возможности для улучшения. В ходе тестирования измеряются 3 показателя:

  • Результативность — сколько пользователь потратить времени, чтобы достичь цели.

  • Эффективность — смог ли вообще пользователь выполнить задание.

  • Удовлетворенность — насколько пользователь доволен продуктом.

В немодерируемом исследовании, наоборот, участники взаимодействуют с продуктом или выполняют задания самостоятельно, без непосредственного присутствия модератора. Обычно пользователи делают задания удаленно, а команда изучает результаты. Немодерируемый тест в отличие от модерируемого проще и дешевле организовать. 

Опросы — короткие анкеты, которые предлагают заполнить на сайте или отправляют на почту. Например, пользователь положил товар в корзину, но не купил → ему задают вопрос, насколько нравится страница. Метод используется, чтобы узнать мнение о готовом продукте, выявить ошибки и выяснить, что мешает совершить целевое действие.

Анализ клик-стрима изучает последовательность действий пользователей на веб-сайте или в приложении, фиксируя их клики и навигационные пути. В исследовании используются аналитические инструменты, типа Яндекс.Метрики или Google Analytics. Тест помогает понять, как аудитория двигается по пользовательскому сценарию, в каком месте испытывает затруднения или уходит с сайта.

Как проводить UX-тесты: инструкция

Проведение UX-тестов состоит из нескольких этапов, которые помогают организованно собирать данные о пользовательском опыте.

Шаг 1. Определение целей и задач проекта.

  • Цели: Установите, что вы хотите узнать или улучшить. Это может быть проверка удобства интерфейса, выявление проблемных зон или оценка новой функции.

  • Задачи: Конкретизируйте задачи, которые пользователи должны выполнить во время тестирования. Например, «Зарегистрироваться на сайте» или «Найти и купить продукт».

Шаг 2. Выбор метода тестирования. В зависимости от целей и контекста проекта, выберите метод исследования.

Шаг 3. Подготовка сценариев и заданий. Разработайте сценарии, которые будут направлять пользователей во время тестирования. Они должны быть четкими и соответствовать реальным задачам пользователей.

Шаг 4. Рекрутирование участников. Найдите пользователей, которые представляют вашу целевую аудиторию. Это могут быть текущие клиенты или люди, соответствующие демографическим характеристикам ваших потребителей.

Шаг 5. Подготовка тестовой среды. Убедитесь, что у вас есть все необходимое оборудование и программное обеспечение для проведения теста. Это могут быть компьютеры, мобильные устройства, инструменты для записи экрана, программы.

Шаг 6. Проведение тестирования
  • Инструктаж: перед началом объясните участникам цели, расскажите про объект исследования.

  • Наблюдение: следите за действиями пользователей, фиксируйте их поведение, комментарии и реакцию. Если это модераторское тестирование, задавайте уточняющие вопросы, но старайтесь не вмешиваться слишком активно.

  • Запись: используйте инструменты для записи экрана, аудио и видео для дальнейшего анализа.

Шаг 7. Сбор и анализ данных. После завершения тестов разберите комментарии и выделите те, которые влияют на метрики продукта. Далее распишите варианты изменений в продукте и составьте план действий.

Шаг 8. Внедрение изменений. Отдайте в разработку рекомендации по улучшению интерфейса. Это могут быть как мелкие изменения, так и серьезные переработки.

Проведение UX-тестов требует времени и ресурсов, но результаты помогают создать более удобный и эффективный продукт, что в конечном итоге повышает удовлетворенность пользователей и улучшает бизнес-результаты.

Что в итоге

UX‑тесты нужны, чтобы найти барьеры, которые мешают пользователю совершить целевое действие. Без них сложно разработать логичный пользовательский путь и удобный интерфейс. 

В зависимости от целей и задач проекта используются следующие виды UX-исследований: A/B тестирование, коридорные тесты, модерируемое и немодерируемое исследование, опросы, анализ клик-стрима, совместное проектирование, онлайн-этнография и другие методы.

Проведение UX-тестов состоит из нескольких этапов: определение целей и задач, выбор метода исследования, подготовка сценариев, набор участников, проведение тестирование, сбор и анализ результатов.