Что такое UX-исследование и как его проводить

UX-исследования — это инструмент, который помогает команде понять потребности пользователей продукта — их чувства, эмоции, мотивы поведения. С помощью исследований принимаются взвешенные управленческие решения и снижаются риски ошибочных предположений. Например, продакт-менеджер решает не тратить ресурсы на функционал, который может быть не востребован.

В статье рассказываем, зачем нужны UX-исследования, какое место занимают в продукте и как их проводить. 

Зачем нужны UX-исследования 

«Пройти милю в ботинках пользователя» — один из принципов UX. Так выглядит эмпатия, и она лежит в основе дизайна. Делать продукт без понимания, что видят, чувствуют и переживают пользователи — ошибка. На этом спотыкается много начинающий предпринимателей. Они реализуют свои прекрасные идеи без исследований, а получается очередное ненужное рынку приложение. 

Цель UX-анализа — выявить барьеры и слабые места, а затем исправить их: устранить несоответствие между ожиданиями пользователя и функциональностью продукта, снизить когнитивную нагрузку и сократить путь достижения цели. Всё это помогает улучшать экономические показатели.

Пользователь хочет:

  • чтобы было полезно;
  • чтобы было удобно;
  • чтобы было интересно.

Чего хочет пользователь.png

Проработанный, удобный и полезный UX влияет почти на все метрики продукта: 

  • Conversion rate — доля пользователей, которые совершили целевое действие;
  • Average Goods Price — средний чек;
  • Retention — как часто пользователи возвращаются;
  • Average Payment Count — среднее число покупок на одного клиента;
  • Virality — с какой охотой пользователи делятся информацией о продукте;
  • User Acquisition — привлечение пользователей.

Чтобы улучшить UX, исследователь работает с данными: собирает их, структурирует, проверяет гипотезы, определяет условия роста продукта. Это помогает принимать рациональные бизнес-решения.

Методы и способы исследования зависят от направления работы.

Product Discovery — исследователь изучает потребности и ожидания людей и ищет идеи для новых продуктов или фич.

UX-тестирование — исследователь тестирует интерфейс, чтобы понять, решает ли он задачи пользователи или нет.

Чего хочет UX-исследователь.png

Виды UX-исследований

Качественные исследования

Отвечают на вопросы: «Почему? Как именно?».
Помогают получить данные о мотивах поведения пользователей.

Методы качественных исследований:
  • интервью;
  • юзабилити-тесты; 
  • карточные сортировки;
  • наблюдения;
  • дневниковые исследования;
  • анализ обратной связи; 
  • проективные методики;
  • UX анализ сайта.
Примеры данных, которые можно получить:
  • предпочитаемый цвет;
  • любимый бренд;
  • самый частый способ оплаты;
  • предпочитаемый продукт.

Количественные исследования

Отвечают на статистические вопросы: «Как часто? Как много?».
Измеряют показатели продукта.

Методы количественных исследований:
  • опросы;
  • массовые юзабилити-тесты; 
  • массовые карточные сортировки;
  • статистические наблюдения;
  • анализ счетчиков;
  • conjoint-анализ.
Примеры данных, которых можно получить:
  • количество кликов;
  • «разумная» цена покупки;
  • частота заходов;
  • количество потраченных денег.
UX-исследования в цикле HADI

Как выбрать метод ux-исследования

Выбор методов будет зависеть от стадии разработки продукта и целей, которые преследуются на данном этапе.

Discovery 

Погружение в тему, user research, анализ — понять, что мы создаем и для кого.

Какие исследования подойдут: пользовательские интервью, полевые исследования, тестирование конкурентов.

Ideation

Прототипирование и дизайн.

Какие исследования подойдут: тестирование прототипов.

Testing

Анализ эффективности интерфейса.

Какие исследования подойдут: коридорное тестирование, качественное юзабилити-тестирование, бенчмарк-тестирование.

Shipment & Implementation

Финализация дизайна, его внедрение.

Какие исследования подойдут: опросы, аналитика, ревью багов юзабилити и фидбека пользователей, search log анализ.

Чек-лист для подготовки к исследованию

1. Сформулируйте проблему — «Зачем нужно ux ui исследование?»

2. Определите цели — «Что вы будете делать с полученной информацией?»

3. Выберите метод исследования — будет зависеть от ресурсов и стадии дизайн-процесса.

4. Наберите респондентов — их можно найти среди подписчиков компании в соцсетях, через кастдев-чат или с помощью платных сервисов. Важно начать поиск, как можно раньше и включить в выборку представителей всех целевых аудиторий продукта.

5. Подготовьте бриф — примерный план разговора. 

Что в итоге

UX-исследования помогают понять потребности, поведение и логику пользователя, повышают лояльность пользователей, помогают избегать ошибочных бизнес-решений и сэкономить бюджет. 

UX-исследования делятся на качественные и количественные. Качественные отвечают на вопросы «Почему?» «Как именно?» и помогают понять поведение клиентов. Количественные отвечают на вопросы «Как часто?», «Как много?» и измеряют показатели сервиса.

Метод исследования зависит от задачи. По результатам исследования составляются гипотезы, которые нужно проверить, или список улучшений и доработок.