UX-исследования — это инструмент, который помогает команде понять потребности пользователей продукта — их чувства, эмоции, мотивы поведения. С помощью исследований принимаются взвешенные управленческие решения и снижаются риски ошибочных предположений. Например, продакт-менеджер решает не тратить ресурсы на функционал, который может быть не востребован.
В статье рассказываем, зачем нужны UX-исследования, какое место занимают в продукте и как их проводить.
«Пройти милю в ботинках пользователя» — один из принципов UX. Так выглядит эмпатия, и она лежит в основе дизайна. Делать продукт без понимания, что видят, чувствуют и переживают пользователи — ошибка. На этом спотыкается много начинающий предпринимателей. Они реализуют свои прекрасные идеи без исследований, а получается очередное ненужное рынку приложение.
Цель UX-анализа — выявить барьеры и слабые места, а затем исправить их: устранить несоответствие между ожиданиями пользователя и функциональностью продукта, снизить когнитивную нагрузку и сократить путь достижения цели. Всё это помогает улучшать экономические показатели.
Пользователь хочет:
Проработанный, удобный и полезный UX влияет почти на все метрики продукта:
Чтобы улучшить UX, исследователь работает с данными: собирает их, структурирует, проверяет гипотезы, определяет условия роста продукта. Это помогает принимать рациональные бизнес-решения.
Методы и способы исследования зависят от направления работы.
Product Discovery — исследователь изучает потребности и ожидания людей и ищет идеи для новых продуктов или фич.
UX-тестирование — исследователь тестирует интерфейс, чтобы понять, решает ли он задачи пользователи или нет.
Выбор методов будет зависеть от стадии разработки продукта и целей, которые преследуются на данном этапе.
Погружение в тему, user research, анализ — понять, что мы создаем и для кого.
Какие исследования подойдут: пользовательские интервью, полевые исследования, тестирование конкурентов.
Прототипирование и дизайн.
Какие исследования подойдут: тестирование прототипов.
Анализ эффективности интерфейса.
Какие исследования подойдут: коридорное тестирование, качественное юзабилити-тестирование, бенчмарк-тестирование.
Финализация дизайна, его внедрение.
Какие исследования подойдут: опросы, аналитика, ревью багов юзабилити и фидбека пользователей, search log анализ.
1. Сформулируйте проблему — «Зачем нужно ux ui исследование?»
2. Определите цели — «Что вы будете делать с полученной информацией?»
3. Выберите метод исследования — будет зависеть от ресурсов и стадии дизайн-процесса.
4. Наберите респондентов — их можно найти среди подписчиков компании в соцсетях, через кастдев-чат или с помощью платных сервисов. Важно начать поиск, как можно раньше и включить в выборку представителей всех целевых аудиторий продукта.
5. Подготовьте бриф — примерный план разговора.
UX-исследования помогают понять потребности, поведение и логику пользователя, повышают лояльность пользователей, помогают избегать ошибочных бизнес-решений и сэкономить бюджет.
UX-исследования делятся на качественные и количественные. Качественные отвечают на вопросы «Почему?» «Как именно?» и помогают понять поведение клиентов. Количественные отвечают на вопросы «Как часто?», «Как много?» и измеряют показатели сервиса.
Метод исследования зависит от задачи. По результатам исследования составляются гипотезы, которые нужно проверить, или список улучшений и доработок.