Тренды цифровизации и роста edtech/онлайн-образования

Онлайн-образование помогает улучшать навыки и осваивать новые компетенции в любое время и любом месте — дома, по дороге домой, в путешествии. С каждым годом EdTech наращивает обороты. Аудитория становится более требовательной. Чтобы отвечать запросам аудитории, бизнес должен знать, что нужно рынку. В статье разобрали главные тренды онлайн-образования.

Прирост капитала

В 2023 году российский рынок онлайн-образования вернулся к росту: выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России составила 118 млрд рублей, что на 31% выше аналогичного показателя 2022 года. 

По мнению экспертов рост продолжится — особенно в сегменте дополнительного профессионального образования. Компаниям из маркетинга, продаж, IT и развития цифровых продуктов все также не хватает специалистов.


Динамика рынка по данным аналитического агентства Smart Ranking

Рост доли детских онлайн-школ

Выручка детского сегмента онлайн-образования во втором квартале 2023 года составила 8,3 млрд рублей. Согласно аналитикам, детские курсы обошли прежнего лидера — дополнительное профессиональное образование. 

Рост сегмента начался еще во времена пандемии и не остановился до сих пор. Ему не помешало даже снижение доходов населения — на детях экономят в последнюю очередь. 

Сегмент детского обучения не обошелся и без государственной поддержки. Например, в 2022 году правительство РФ запустило программу «Код будущего» — бесплатные курсы программирования для школьников и студентов колледжей или техникумов. 

 

Снижение затрат

Каждый новый продукт на рынке онлайн-образования требует всё меньше затрат. Рутинные процессы автоматизируются за счет ИИ-технологий, а преподаватели получают новые инструменты, которые помогают работать быстрее и прикладывать меньше усилий.

Речь идет не только о создании образовательного контента. Стало проще автоматизировать регистрацию участников, проверку заданий и контроль полученных знаний, сбор отзывов и обратной связи, техническую поддержку в спорных вопросах. ИИ позволяет снизить себестоимость образовательных продуктов, уделить больше времени и сил их наполнению.

Рост числа партнерств и холдингов

Тренд на объединение позволяет бизнесу увеличивать охваты и работать на более широкую аудиторию. А значит, поиск новых клиентов требует меньше времени и ресурсов. Также упрощается сбор аналитики: а значит, у холдингов больше возможностей предложить аудитории то, что она ожидает получить.

В рамках крупного образовательного проекта возможен обмен опытом, поиск новых решений. Такой бизнес проще переживает спад в отрасли. 

Партнерство образовательных программ выгодно и для клиентов. Чем больше компания, тем больше направлений она охватывает. И тем проще найти продукт, который отвечает запросам студента: его карьерному профилю, опыту, потребностям и интересам.

В рамках холдинга проще развивать программы лояльности. Это выгодно для тех, кто часто приобретает образовательные продукты, в том числе для сферы В2В.

Ориентация на корпоративное обучение, В2В

Корпоративное обучение позволяет работодателям развивать компетенции своих сотрудников, проводить ротацию кадров. Иногда оплата курсов за счёт компании может выступать способом нематериального стимулирования сотрудников.

Работодатели ориентированы на долгосрочное сотрудничество, они приносят больше прибыли при меньших трудозатратах со стороны поставщика услуг.

Внедрение HRTech для развития карьеры

Онлайн-обучение позволяет быстро получить новую профессию и приступить к работе. Создатели образовательного контента делают ставку на короткие программы продолжительностью в 4-6 месяцев и внедряют инструменты HRTech, чтобы повысить для своих учеников шанс трудоустройства.

Корпоративное обучение может использоваться как составляющая HR-процессов в компании. В этом случае оно напрямую связано с оценкой сотрудников и управлением талантами.

Коучинг и наставничество

Ещё один способ помочь выпускникам курсов найти работу ― индивидуальная карьерная поддержка. Коучи и наставники помогают с созданием резюме и портфолио, развитием софт-скиллов и подготовкой к собеседованиям.

Объединение этих задач с образовательным процессом повышает шансы студента на трудоустройство.

Коучинг может быть также логическим этапом развития личного бренда: общение напрямую с экспертом часто становится аргументом в пользу покупки более дорогого продукта.

Появление новых стран-лидеров рынка

В начале 2020-х список стран с высоким уровнем цифровизации образования пополнила Индия и Китай. В странах активно растёт рынок айти. Возможность быстро обучиться новой профессии или повысить квалификацию в таких условиях очень актуальна. Распространение английского языка позволяет местным компаниям легко выходить на мировой рынок, а международным предприятиям ― работать в Индии и Китае. 

Крупнейший индийский игрок Byju’s занимает до 80% рынка с аудиторией 115 млн пользователей. В 2024 году компания привлекла в качестве инвестиций 2 млрд долларов.

Аналогичным образом в Китае доминируют образовательные платформы Yuanfudao, 17Zuoye и Zuoyebang. 

Технологии виртуальной и дополненной реальности

Технологии AR и VR стали гораздо доступнее для рядового пользователя. Появились мобильные устройства виртуальной реальности, куда более удобные и компактные. В том числе очки виртуальной реальности, которые используют в качестве экрана смартфон пользователя. Это снизило себестоимость оборудования и сделало возможным внедрение технологии в EdTech. 

Дополненная реальность помогает визуализировать объекты на экране мобильного устройства, накладывая графику на изображение, полученное с камеры. Подвижные трехмерные модели содержат в себе больше информации, чем фото или видео. При помощи этой технологии можно продемонстрировать ученикам физические явления и процессы, опираясь на страницы школьного учебника.

Виртуальная реальность перемещает зрителя в условия, подобранные автором урока. Это могут быть экскурсии в крупнейшие музеи мира, как в Google Expeditions, или проведение операции на открытом сердце для будущих хирургов. 

Адаптивные ИИ-сервисы для обучения

Нейросети способны адаптировать план занятий под конкретного студента, предлагать ему дополнительные задания для лучшего усвоения материала. А также проводить тесты и проверять задания, выступать в роли собеседника в обучающем диалоге при изучении языков или на устных экзаменах. Так, Skyeng работает над созданием собственного виртуального собеседника на основе GPT-4.

ИИ автоматизирует часть работы техподдержки, решая рутинные вопросы. Важно понимать, что нейросети могут предоставлять ошибочную информацию, поэтому полностью исключать из процесса оператора колл-центра нельзя. 

Переориентация с развлекательного контента на образовательный

Блогеры, общественные организации и другие контент-мейкеры, добившиеся успеха и набравшие аудиторию при помощи развлекательного контента, часто выпускают свой продукт. Это может быть серия вебинаров, полноценный курс, группа по подписке, платные консультации или индивидуальное сопровождение.

Подписчики относятся к такому способу монетизации лояльнее, чем к прямой или скрытой рекламе, а продвижение требует меньше усилий. Такие продукты можно продавать многократно и на протяжении длительного времени.

Геймификация

Игры отлично справляются с мотивацией участников. Поэтому обучение в игровой форме всё реже ассоциируется с преподаванием детям. Даже если вы сами не боялись расстроить сову из Duolingo, то видели мемы об этом. А ещё приложение предлагает отличную турнирную механику, которая не позволяет пользователям пропускать уроки.

Микрообучение

Онлайн-образование вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы и сами не всегда понимаем, как переходим от развлекательного контента к образовательному. Рецепт пирога в ленте Tik-Tok, интересный DIY на YouTube или полезная статья в Telegram тоже часть отрасли.

Эти материалы могут монетизироваться как самостоятельные продукты или же быть частью продвижения: короткие бесплатные уроки, чек-листы, статьи или советы демонстрируют аудитории вашу экспертность.

Есть компании, которые используют в работе только короткие уроки. Сообщество TED-Ed обучает своих участников при помощи небольших видеороликов. Их удобно просматривать, когда у вас есть немного свободного времени.

Прирост доли недобросовестных игроков на рынке

Активный рост рынка онлайн-образования привлёк в неё мошенников или тех, кто хочет получить максимум прибыли при минимуме усилий. За ними закрепился термин «инфоцыгане»: они обещают своей аудитории полный и гарантированный успех за короткое время. Нереалистичные обещания замаскированы сильным эмоциональным воздействием.

В результате люди куда более критично относятся к выбору образовательного контента, больше доверяют сарафанному радио и меньше ― рекламе. Чтобы убедить потенциального клиента, нужны реальные отзывы на разных площадках, возможность ознакомиться с фрагментом урока или бесплатный образовательный контент.

Диверсификация источников дохода для создателей контента

Студенты онлайн-школ могут выбирать для себя удобный формат обучения. Онлайн-курсы, скачиваемые материалы, рассылки или группы по подписке, индивидуальное сопровождение. Темп обучения тоже можно выбрать: классический курс, марафон или интенсив. 

Это удобно не только для клиентов, но и для контент-мейкеров, которые не упускают сделки из-за того, что конкурент предложил похожий продукт в другой упаковке.

Data-driven подход

Внедрение нейросетей и расширение отрасли позволили собирать больше аналитики. Достаточно для применения data-driven подхода. На основе данных о том, как пользователи усваивают информацию, а также многочисленных тестов и экспериментов формируются критерии оценки качества. Они актуальны для уже созданных учебных материалов ― и для новых продуктов.

Data-driven design лишен субъективности, но ограничен в своих возможностях. Подход не рекомендуется использовать при запуске принципиально новых продуктов. А на результаты может негативно повлиять недостаточное количество собранных данных или ошибки при их сборе и обработке.

Тренды цифровизации образования, сформировавшиеся в последние два года, останутся актуальными еще долго. Умение работать с ними будет полезно для контент-мейкеров любого уровня: от блогера, впервые анонсирующего свой вебинар, до онлайн-школы, объединяющей несколько десятков направлений.