Онбординг в мобильном приложении: что такое и зачем нужен

Дизайнеры и разработчики используют знания о паттернах поведения пользователей при разработке мобильных приложений. Однако не всегда достаточно просто сделать понятные дизайн и логику. Нужно объяснить пользователю, какие задачи решает продукт и подробнее рассказать о его функциональности. Решить эти задачи помогает онбординг.

Зачем нужен онбординг в мобильном приложении

Что такое онбординг 

Онбординг (onboarding) — это знакомство с продуктом или фичой. Он полезен, когда пользователи первый раз открывают приложение, нужны кастомные настройки или важно рассказать, что нового в нем появилось.

Когда и зачем нужен онбординг

Без онбординга не обойтись, если: 

  • Нужно привлечь пользователей и рассказать им про ценность продукта.

  • Пользователям нужно заполнить информацию о себе, чтобы начать работать в приложении.

  • В приложении нестандартный функционал и элементы, поэтому нужно рассказать о них.

  • Компания обновила приложение или в нем появились новый функционал.

Виды онбординга

Онбординг в приложении может быть нескольких видов.

Презентация

Онбординг-презентация в мобильном приложении

Иногда такой онбординг называют «свайпами». Это несколько экранов, которые появляются при первом запуске. Они знакомят с интерфейсом и коротко рассказывают о задачах, которые решает приложение.

 Онбординг-презентация в приложении

Совет: Размещать самое важное на 3-5 слайдах, чтобы пользователям не пришлось запоминать много информации. А еще здорово дать право пропустить онбординг и сразу перейти в интерфейс.

Персонализация

Такой вид онбординга полезен, когда для работы нужны персональные данные. Например, приложения для занятий фитнесом часто спрашивают о спортивной подготовке людей и их ожиданиях от тренировок. Исходя из этих данных, каждый человек получает доступ к тренировкам, которые окажутся ему посильными и полезными.

Онбординг-персонализация в приложении для фитнеса

Совет: Лучше не заставлять пользователей заполнять данные прямо на входе. Хороший тон — дать им посмотреть, как устроен продукт и предоставить возможность заполнить данные о себе позже.

Тур по приложению

Это интерактивные подсказки, которые появляются, когда юзеры только начинают работать в приложении. Эти подсказки помогают сделать первые шаги и запомнить функционал фич, который может быть не очевиден.

Пример онбординг-тура по приложению

Обновления

Это небольшие подсказки или баннеры, из которых можно узнать о новых функциях и возможностях продукта.

Онбординг по обновлениям в приложении Сбермаркета

Совет: Такие подсказки — хороший способ рассказать об изменениях. Важно использовать их аккуратно и не отвлекать пользователей некритичными изменениями, о которых они смогут узнать, например из email.

Правила хорошего тона в онбординге 

Не делать обучение слишком длинным

Длинные объяснения и онбординг могут раздражать. Если он длится дольше минуты, хорошей идеей будет использовать прогресс-бар или список шагов. 

Дать возможность пропустить онбординг

Это пригодится для тех, кто не хочет изучать возможности продукта «прямо сейчас» или уже знакомы с его функционалом. 

Использовать подсказки вовремя

Пользователи быстрее разберутся с функционалом, если подсказки будут появляться в процессе работы. Только, как писали выше, в тех местах, где есть шанс ошибиться, а не везде подряд.

Дать возможность познакомиться с продуктом

Людям вряд ли захочется оставить свои данные или оплатить доступ, если они видят продукт в первый раз и не понимают его ценности. Поэтому здорово дать бесплатный или урезанный доступ для знакомства и только потом предлагать заполнить информацию о себе и внести оплату.

Онбординг пригодится для приложений со сложными сценариями, где важно, чтобы пользователи знали о ключевом функционале. Он поможет пользователям разобраться в интерфейсе и быстрее начать в нем работать.