Мобильное приложение на Flutter: когда кроссплатформенная разработка выгодна бизнесу

Кроссплатформенный Flutter подходит для быстрой разработки приложения даже при минимальном бюджете. Но у фреймворка есть свои ограничения. Разберёмся, кому подходит такой формат, а кому лучше остановиться на классической нативной разработке.

Flutter — достаточно молодая технология, при помощи которой создается мобильное приложение одновременно для iOS и Android. Это сокращает трудозатраты на 20-50%. Фреймворк выпущен и поддерживается Google, но с открытым кодом. Если его поддержка прекратится, созданные приложения не исчезнут, их можно будет развивать и адаптировать дальше.

При этом создание приложений на Flutter не панацея, а инструмент, который нужно использовать в рамках его возможностей.

Когда бизнесу пора завести мобильное приложение

Доля мобильного интернета в общем объёме трафика непрерывно растёт

Собственное мобильное приложение упрощает взаимодействие с той частью аудитории, которая чаще использует смартфоны, а не ПК.

Для сезонных товаров и услуг, а также продуктов с редким спросом — организация праздников или стройматериалы — приложение может быть не слишком эффективным. В этом случае компании могут стать частью супераппа. 

Как понять, что ваш бизнес готов к запуску приложения:

  • у вас есть аудитория, люди, которые пользуются вашими услугами регулярно

  • запущена программа лояльности

  • вы можете совершать сделки в интернете

  • мобильные приложения появились у нескольких конкурентов

Если вам подходят хотя бы два пункта из этого списка — стоит задуматься над приложением. Оценить бюджет, подобрать команду и инструменты разработки.

Инструменты разработки: как их выбирать

От инструментов, которые вы определите для себя, зависят сроки и стоимость разработки, возможности будущего приложения.

Выбор языка, фреймворка и библиотек, которые используются в процессе разработки, определяется несколькими критериями:

  • необходимый функционал

  • количество товаров и услуг, которые будут доступны клиентам

  • команда, которая будет реализовывать проект, её опыт и компетенции

  • срок, в который продукт должен быть выпущен на рынок

  • бюджет, заложенный на разработку и тестирование

  • необходимость масштабирования

У каждого способа разработки есть сильные и слабые стороны, возможности и ограничения.

Кроссплатформа или натив: в чём разница

Фреймворки, которые используются при разработке мобильных приложений, делятся на две большие группы: нативные или кроссплатформенные.

  • Для нативных код пишется отдельно под каждую платформу. Используются стандартные библиотеки SDK (software development kit) и родные для платформы языки программирования: Java или Kotlin для Android, Objective-C или Swift для iOS

  • Кроссплатформенные позволяют создать один универсальный код, который работает на iOS, Android и на других платформах. Помимо мобильной разработки на Flutter, о которой мы говорим сегодня, существуют ещё React Native, Xamarin, PhoneGap, Titanium, Ionic

Второй способ дешевле и быстрее, потому что разработчик пишет код всего один раз. А при нативной разработке одна и та же работа выполняется минимум дважды.

Нативный подход позволяет делать более сложные приложения. Большое количество товаров и услуг, широкий функционал, привычная для пользователя каждой платформы анимация и логика интерфейса.

Итоговый выбор способа разработки зависит от целей, которые вы ставите перед собой. 

Нативная разработка: плюсы и минусы

Для начала кратко опишем особенности работы с нативными инструментами. Этот подход имеет свои сильные стороны:

  • быстрое внедрение новых опций, которые стали доступны после выхода системных обновлений

  • высокая производительность за счёт меньшей нагрузки на процессор, экономного использования оперативной памяти даже при обработке сложных анимаций

  • простота работы с кодом для разработчика, возможность добавления более сложного функционала (VR, большие каталоги товаров)

  • доступ к собственным опциям смартфона: гироскоп, компас, распознавание отпечатка пальца, защита данных пользователя и многое другое

Есть и минусы:

  • увеличение расходов на разработку, необходимость привлекать больше сотрудников

  • проведение независимого тестирования для каждой платформы, с отдельными финальными прогонами

  • неудобный механизм работы со сложными анимациями и реализацией их для каждой платформы в отдельности

Кому подходит нативная разработка

  • Сложным приложениям с десятками функций, многоступенчатой структурой интерфейса, высокой нагрузкой на процессор

  • Маркетплейсам и интернет-магазинам, каталоги которых включают миллионы товаров, рассортированных по разным категориям

  • Бизнесу с собственной командой разработчиков, при условии, что те имеют опыт в нативной разработке

Что стоит знать о кроссплатформенной разработке

От кроссплатформенных фреймворков ожидают три основных качества:

  • экономичность

  • скорость разработки

  • удобство для пользователей

Первый пункт этого списка напрямую зависит от второго. Бюджет сокращается за счёт уменьшения рабочих часов, необходимых для создания приложения. Поэтому кроссплатформенная разработка чаще всего применяется для небольших приложений, которые легко настраивать и адаптировать под разные платформы. 

С увеличением количества товаров и услуг, добавлением новых функций и доработкой имеющихся процесс адаптации также становится сложнее. Экономия в этом случае уже не 50%. Чем сложнее структура продукта, тем меньше разница бюджета по сравнению с нативным подходом. 

Ещё одно слабое место большинства кроссплатформенных фреймворков — пользовательский опыт. Плавные анимации, интерфейс, знакомый всем пользователям конкретной OC, привычная работа с жестами — всё это влияет на комфорт в процессе использования. А также на оценки, отзывы и на коэффициент возврата в приложение.

Кроссплатформенный подход часто приводил к тому, что мобильные приложения оснащались нестандартными элементами интерфейса. Результат взаимодействия с ними было сложнее предсказать, а замедленные анимации мешали работать с продуктом.

В мобильных приложениях на Flutter решена проблема пользовательского опыта: разработчики сделали ставку именно на этот параметр. 

Плюсы Flutter 

Flutter — это скорость и удобство кроссплатформенных решений плюс плавные анимации на частоте 60 кадров в секунду и органичные элементы интерфейса. Приложения на Flutter воспринимаются пользователем как нативные из-за привычных микровзаимодействий. У фреймворка много плюсов.

  • Скорость выхода на рынок. Иногда важно выпустить продукт на рынок быстрее: вам нужно преимущество перед конкурентами или вы хотите приурочить запуск к знаковой дате

  • Уменьшение затрат. Вместе с сокращением времени сокращается и бюджет разработки — в среднем на 20-50% для простых приложений, на 5-20% для более сложных и объемных

  • Единство пользовательского интерфейса для разных платформ. Нативные элементы интерфейса для Android и iOS отображаются корректно, а структура и дизайн приложения будут идентичными

  • Сокращение ошибок в бизнес-логике. Единая основа, на которой строятся версии для разных платформ, уменьшает риск ошибок и багов. Ещё одно преимущество Flutter — наличие автотестов, что в сочетании с продуманной работой с UI и бизнес-логикой даёт отличный результат

  • Опционально продукт можно адаптировать для других платформ, в том числе для ПК

Главный плюс Флаттер — возможность переиспользовать часть кода для всех платформ, что может сэкономить вам до половины бюджета. Рабочие часы разработчиков сокращаются за счёт большого набора встроенных инструментов, помогающих сверстать пользовательский интерфейс и реализовать отдельные фичи почти как при работе с конструкторами.

По мере развития вашего продукта он также экономит бюджет за счёт небольшой команды и высокой скорости выхода на рынок.

Минусы Flutter 

При этом разработка мобильного приложения на Flutter сохраняет некоторые ограничения кроссплатформенных решений.

  • Техническая сложность разработки. Сложность возрастает пропорционально утяжелению приложения. Может быть непросто найти команду с нужным набором компетенций, чтобы реализовать функционал в полном объёме

  • Трудности с поддержкой старых версий. Если нужно охватить пользователей старых версий iOS и Android, потребуется больше трудозатрат

  • Медленная доработка приложений. Добавление новых технических опций, обновление под новую версию операционной системы могут занять больше времени, чем в нативных программах

  • Необходимость тестировать продукт на всех платформах. В разных версиях возможны расхождения в логике операций, поэтому тестирование необходимо проводить по той же схеме, как и при нативной разработке

Если эти минусы Flutter важны для вашего проекта, стоит обратить внимание на другие фреймворки.

Кому стоит работать с Flutter 

  • Тем, кто находится на этапе прототипирования приложения или создания MVP-продукта. Фреймворк поможет сократить время тестирования функций, проверки гипотез

  • Бизнесу, который «отстаёт» от конкурентов в технологическом плане, и важно быстро представить приложение, чтобы получить конкурентное преимущество

  • Предпринимателям, которые внедряют новый продукт, и хотят убедиться в его жизнеспособности, поэкспериментировать с наполнением и функционалом

  • Участникам рынка, который проходит этап стремительной цифровизации или других глобальных изменений

Фреймворк можно использовать как компонент гибридных приложений, в которых часть фич реализована при помощи нативных модулей, а часть — с применением кроссплатформы. В результате все высоконагруженные действия выполняются в новом процессе, не влияя на стабильность работы кода. Такое решение позволит использовать все преимущества Flutter, недостатки при этом сводятся к минимуму.

Итоги

Со всеми своими плюсами и минусами Flutter — набор инструментов для быстрой разработки приложений для iOS и Android. Он позволяет снизить расходы на выпуск и развитие продукта без заметных проблем в качестве и функциональности.

У фреймворка есть шанс стать популярным среди представителей среднего и крупного бизнеса, обогнав по частоте применения другие кроссплатформенные инструменты, а в некоторых отраслях и нативные решения.