Как создавать понятный и безопасный контент о здоровье и медицине

Работать с медицинскими текстами — большая ответственность. Человек может прочитать статью, поверить ей и принять решение о своем здоровье. Поэтому нужно критически оценивать используемую информацию, проверять источники и писать очень осторожно. Мария Дубкова, редактор aim digital, расскажет в статье, как бизнесу создавать медицинский контент, которому доверяют.

Медицинский контент может навредить

Современный пользователь интернета часто отвлекается и испытывает проблемы с внимательностью. Из-за большого количества информации и отвлекающих факторов вроде уведомлений и соцсетей человеку сложно концентрироваться на чтении или учебе. 

Поэтому мы предполагаем, что среднестатистический потребитель контента о здоровье: 

  • читает заголовок и формирует мнение;

  • не проверяет ссылки на исследования;

  • не подвергает сомнению экспертизу автора и его аргументы;

  • не обращается к альтернативным источникам за подтверждением информации. 

Если медицинская компания публикует недостоверную информацию, это может привести к негативным последствиям. Это наглядно показала пандемия COVID-19, когда фейки заполонили соцсети и интернет. Например, по данным Американского журнала тропической медицины и гигиены, во время пандемии как минимум 800 человек из разных стран умерли, поверив в миф, что крепкий алкоголь помогает справиться с коронавирусной инфекцией.

Критерии контента о здоровье и медицине

Безопасность. Советы, лайфхаки, статьи, посты в соцсетях должны быть безопасны. Поэтому всегда предупреждаем читателя о возможных противопоказаниях и ограничениях. 

 Т—Ж советует обратиться к врачу в статье про историю болезни

Достоверность. Мы не можем писать в обзорной статье по медицине фразу вроде: «Многие считают, что пробиотики улучшают пищеварение». Это голословное утверждение. В медицинском контенте используются только доказанные факты со ссылками на авторитетные источники. 

Простыми словами, если мы пишем о здоровье, то руководствуемся принципами доказательной медицины. То есть критически оцениваем выбранные исследования, обращаем внимание на их методологию, результаты и рекомендации.

Доступность. Ваша задача — писать просто и понятно, чтобы текст можно было понять без медицинского образования. Не нужно превращать контент в медицинскую энциклопедию. Лучше сократить информацию до необходимого минимума.

Здорово, если есть возможность приводить примеры и рассказывать истории. Это поможет объяснить сложные явления, завоевать доверие и заставит пользователя проассоциировать себя с написанным.

Польза. Чтобы продвигать бизнес с помощью контента, он должен быть полезен и интересен людям. Не может быть посыла «Что мы хотим продать клиенту?», только фокус «Что клиенту полезно и интересно?». При этом пользователь должен с собой унести решение проблемы на практике.

Этичность. Контент не должен оскорблять иной взгляд на проблему, считать пользователя дураком, высмеивать его слабости и плохие привычки. Не нужно навязчиво рассказывать о каких-то вещах, которые нужно делать или не делать — это вызовет негатив у читателя.

Объективность и научность: как оценивать информацию

Все, что вы пишете, необходимо подкреплять фактами. В основном это научные исследования. Но их тоже нужно проверять на качество.

Для этого используется пирамида доказательной медицины — система оценки качества доказательности медицинских исследований. 

Выглядит она вот так:


У подножия пирамиды — «недоказательные» данные. Они основаны на испытаниях в пробирках или на животных, личном мнении врача или эксперта, например, блогера с 1 млн подписчиков, который может утверждать, что кетодиета полезна для здоровья (на самом деле нет). 

В середине пирамиды —  исследование серии случаев или отчеты. Например, хирург описывает результат операции у 40 больных с диабетом второго типа. 

На самом верху находятся метаанализы — это когда отдельная группа или  университеты, у которых есть нужная аккредитация, берут все исследования по теме, собирают все данные вместе и вместе их анализируют. Например, взяли все исследования о том, как прием аспирина может отразиться на здоровье людей после 65 лет.

Над пирамидой стоят рекомендации от общепризнанных организаций, например ВОЗ, Cdc.govNhs.uk.

Все группы исследований, который мы видим в пирамиде, иначе называются дизайнами исследований. Например, рандомизированное контролируемое исследование — это исследовательский дизайн. Он характеризуется случайным распределением участников между группами вмешательства и контроля и помогает оценить эффективность препарата по сравнению с эффектом плацебо.

Для медицинского контента мы, как правило, используем данные международных организаций, систематические обзоры и метаанализы, рандомизированные контролируемые исследования. Самое опасное, что метаанализы, обзоры и даже рекомендации организаций могут содержать недостоверную информацию. Например, Минздрав КНДР в начале пандемии COVID-19 рекомендовал арбидол для лечения. Хотя ни одно качественное исследование не подтвердило его эффективность. 

Не всем исследованиям можно доверять

Ценность правильного научного метода — в том, чтобы защитить человека от предвзятости. 

Допустим, ученые хотят проверить гипотезу, что гастрит лечится одинаково эффективно методами А и Б. 

  1. Чтобы подтвердить или опровергнуть идею, они проводят определенные тесты. 

  2. Эксперты оценивают методы, результаты и выводы исследований, иногда обсуждают их в авторитетных научных изданиях.

  3. Затем накопленные данные представляют на утверждение регулирующим органам. 

Это идеальный вариант. На практике на научный процесс часто влияют интересы определенной группы, например, фармацевтических компаний. Простыми словами, если автор работает консультантом у производителя арбидола, а в его научной публикации содержатся рекомендации лечить коронавирус арбидолом — это предвзятость. Такие клинические рекомендации не могут рассматриваться всерьез и использоваться в медицинском контенте. Поэтому редакторы обычно проверяют бэкграунд и социальные сети авторов, чтобы найти несостыковки. 

На результаты исследования влияют и личные интересы автора. Например, если он работает нейрохирургом, то может предпочесть один вид вмешательства другому. Результат тестирования, скорее всего, получится необъективным.

Еще одна проблема некачественных научных публикаций — «хищнические» журналы. Этот термин предложил американский библиотековед и профессор Джеффри Билл. Он составил список недобросовестных издателей, которые выпускают подобные журналы. Научные базы данных Scopus и Web of Science рассматривают «Список Джеффри Билла», когда принимают решение об удалении ресурса из своей базы. 

Цель «хищнических журналов» — получить индексацию в научной базе данных и опубликовать максимум платных статей до удаления. Поэтому в них обычно отсутствует рецензирование, либо проходит в ускоренном порядке. Редакторы не сильно озабочены проверкой достоверности изложенных фактов. 

Например, в 2012 году биолог и научный журналист Джон Боханнон под вымышленным именем отправил в 304 журнала открытого доступа статьи с грубыми ошибками. 157 изданий них приняли материалы к публикации. Некоторые из них выдавали себя за американские или европейские журналы, хотя базировались в Африке или Азии. Об этом свидетельствовали банковские реквизиты. Расследование опубликовано в научном журнале Science

К выбору научных статей нужно подходить осторожно. Во многих из них искажаются данные, не корректно интерпретируются результаты. Всё это приводит к манипуляции общественным мнением, и может навредить конкретному человеку.

Как проверить исследование

Проверка исследования — это кропотливый и трудоемкий процесс. Начинается он с поиска достоверной информации. Примеры источников, которые можно использовать:

  • Who.int — сайт Всемирной организации здравоохранения. Можно найти статистику, рекомендации

  • Medlineplus.gov — медицинская информации для пациентов и их близкий

  • Nhs.uk — сайт национальной службы здравоохранения Великобритании. Здесь простым языком написано про медицину и здоровье: симптомы, методы лечения, лекарства, питание, здоровый образ жизни

  • Uptodate.com — база, которую курируют независимые эксперты по всему миру. Они проверяют научные статьи и собирают гайдлайны для врачей по разным состояниям

  • Cdc.gov —  сайт центра по контролю заволеваний США. Можно найти рекомендации по лечению, информацию о прививках, гайды по путешествиям в разные страны

  • Medscape.com — медицинские новости и мнения экспертов для врачей и медицинских работников 

  • Corhrane.org — международная организация, которая изучает эффективность методов лечения доказательной медицины

Когда статья по нужной теме найдена, используем такой алгоритм: 
Шаг 1. Проверить категорию журнала на сайте Journal Rankings on Health Professions. Приоритет отдается квартилям Q1-Q2.

Квартиль — степень престижности журнала в базе данных Scopus и Web of Science. Всего их 4 – Q1, Q2, Q3 и Q4. Q1 – самый высокий, Q4 – самый низкий. Квартили определяются биометрическими показателями, отражающие уровень цитируемости

Шаг 2. Убедиться, что исследование проводилось на людях, а не животных. Минимальная выборка — 40 человек. Данные можно найти в разделах: abstract, methods, results.

Например, раздел Abstract в исследования Cochrain быстро дает всю нужную информацию: дизайн в Search methods, выборка в Main results.

 

Шаг 3. Проверить дизайн исследования по пирамиде доказательной медицины. Подойдут рекомендации международных организаций, систематические обзоры и метаанализы, рандомизированные контролируемые исследования. 

Шаг 4. Удостовериться, что отсутствует конфликт интересов. Например, не подойдет исследование с клиническими рекомендациями антидепрессанта, которые спонсируется компанией-производителем. Они обычно показывают эффективность продуктов спонсоров. Лучше использовать исследования, которые спонсируются государственными организациями, например, национальный институт здоровья или научный фонд,

Шаг 5. Убедиться, что исследование актуальное и опубликовано не более десяти лет назад. Идеальный вариант — не больше пяти лет. 

 Иногда рецензия публикации может занять несколько лет

Как работать с экспертами

Чтобы написать качественную статью по медицине, нужно привлекать экспертов. Во-первых, у них есть та информация, которой нет в интернете. Например, какие-то тонкости, о которых не пишут. Во-вторых, в очень сложных нишах нереально до конца разобраться без специалиста.

При этом сам эксперт должен придерживаться принципов доказательной медицины. Просто мнение врача из серии: я так делаю пятнадцать лет — не пойдет. 

Если в комментарии даются факты, нужно, чтобы эксперт мог их подтвердить, дать ссылку на рекомендацию, откуда он это взял. 

Также эксперт должен быть независимым, чтобы не было конфликта интересов. Например, нельзя использовать мнение производителя витаминов в статье про пользу витаминов.

Резюме 

Медицинский копирайтинг — очень чувствительная тема. Работать с контентом нужно осторожно: пользователь может прочитать статью, поверить ей, принять решение о своем здоровье. Если информация окажется недостоверной, человек может пострадать.

Контент о здоровье и медицине должен быть безопасным, достоверным, доступным, полезным и этичным. 

Чтобы добиться такого результата, нужно: 

  • критически оценивать информацию и оперировать фактами;

  • подтверждать факты научными исследованиями;

  • пользоваться пирамидой доказательной медицины, чтобы находить объективные и непредвзятые научные статьи;

  • тщательно и кропотливо проверять авторов и искать конфликт интересов.

Что точно не нужно делать:

  • использовать в качестве источников медицинские новости из серии: ученые пришли к выводу, что потребление кукурузы приводит к опухолям у крыс;

  • писать статью по одной только новости;

  • ссылаться на информационные сайты, вроде Forbes или «Известия»;

  • использовать агрессивное навязывание своей продукции;

  • самостоятельно интерпретировать результаты исследований.

Например:

This cohort study found that among Black and White men and women in middle adulthood, participants who took approximately 7000 steps/d or more experienced lower mortality rates compared with participants taking fewer than 7000 steps/d.

На основе этого утверждения не стоит писать, что «7 000 и более шагов в день помогли снизить риск преждевременной смерти», потому что мы не знаем, что в этой зависимости является первостепенным. Возможно, более здоровые люди двигаются больше. Лучше сказать: «у тех, кто проходил в день 7 000 и более шагов, риск преждевременной смерти был ниже, чем у тех, кто двигался меньше».