Что такое цифровая экосистема

Что такое цифровая экосистема и зачем она нужна бизнесу

Цифровая экосистема объединяет сервисы, технологии и пользователей, чтобы последние бесшовно получали необходимые товары и услуги. Экосистемы работают в разных сферах бизнеса: электронная коммерция, финансы, фудтех, медиа, развлечение, здоровье. 

Разберем на примере. 

Была такая классическая финансовая организация Сбербанк — выдавала кредиты, оформляла карты и депозиты. Потом распространился интернет, смартфоны. Чтобы оставаться конкурентоспособными и соответствовать современным запросам клиентов, банки начали выпускать мобильные приложения. Банковские услуги стали доступнее и проще, что привлекло большую аудиторию. 

Чтобы монетизировать свою огромную пользовательскую базу, Сбербанк стал предлагать пользователям новые услуги: доставку еды, развлечения, медицинские сервисы, такси. 

Теперь человек может доехать на такси до дома, заказать еду и поужинать во время просмотра фильма — и всё это внутри экосистемы Сбербанка. Перемещение пользователя бесшовное: одна учетная запись привязана ко всем сервисам. 

Какими бывают цифровые экосистемы

Экосистема может развиваться двумя путями: 

1. Как в примере со Сбербанком. Собрать сервисы под одной крышей и связать их между собой, чтобы пользователь мог получать услуги бесшовно. Компания-организатор может покупать бизнесы в свою экосистему или создавать новые. 

Например, VK выкупил десятки сервисов, среди которых DonationAlerts, Ситимобил, Skillbox, Дзен. А Яндекс разработал почти все свои продукты внутри компании: маркетплейс, доставка еды и продуктов, такси, голосовой ассистент, платежные сервисы. 

2. Еще один путь — строить экосистему на основе техники. Пожалуй, самый известный пример — это Apple. Экосистема включает типовой набор техники: телефон, планшет, ПК, ноутбуки, наушники, часы, приставка. Позже присоединилась сервисная часть: музыка, онлайн-кинотеатр, подкасты, книги, игры, фитнес-приложения и сам магазин приложений.

Есть и другой подход к категоризации экосистем — открытость платформы. 

— Открытые — сторонние разработчики могут создавать и размещать цифровые продукты на платформе. Например, Slack предоставляют группу инструментов для создания приложений и чатботов внутри платформы.

— Закрытые — на платформе представлены продукты только от компании-организатора и связанных с ней компаний. Например, Nike развивают экосистему собственных спортивных сервисов: компания сама отбирает тренеров и курирует производство видеокурсов для приложения с тренировками Nike Training.

— Гибридные — сторонние разработчики могут создавать и размещать цифровые продукты на платформе, но в направлениях, которые определяет организатор экосистемы. Например, Тинькофф в супераппе отвечают за все финансовые операции, тогда как лайфстайл-направление отдают партнерам. Узнать условия подключения и подать заявку можно на сайте компании.

Если рассматривать экосистемы целиком, то самые популярные из них работают по гибридной модели: отдельные направления, часто платежи или связь, представлены продуктами компании-организатора, тогда как лайфстайл-сервисы представлены несколькими разными игроками.

Преимущества экосистемы

Аналитики McKinsey уверены, что к 2025 году бизнес-экосистемы будут генерировать до 30% мирового ВВП. Потому что люди хотят решать как можно больше вопросов в одном месте, желательно онлайн и еще получать какие-то бонусы. Бизнес, который может закрыть эту потребность, повышает свою конкурентоспособность на рынке. 

Для людей преимущества экосистем сводятся в основном к двум ключевым вещам — они удобны и выгодны. Если экосистема построена на основе гаджетов, то удобство заключается в бесшовной связи между ними, полной совместимости и дополнительной функциональности. Если это как-то связано с софтом, то чаще всего для доступа ко всем возможностям многочисленных сервисов нужен всего один аккаунт, поддержка тоже становится единой. Ну, а выгода может сводиться к более приятным ценам, ранним доступам, дополнительным скидкам и возможностям, иногда даже каким-то условно-бесплатным преимуществам. Очень часто используется механика систем лояльности с накоплением баллов, которые потом можно потратить на оплату товаров и услуг в рамках экосистемы.

Самим компаниям экосистемы тоже приносят пользу, помимо денег. Люди, которые стали частью экосистемы, гораздо лояльнее к бренду, но главный плюс в возможности быстро увеличивать свою аудиторию. 

Зачем бизнесу нужна цифровая экосистема

— повышает конкурентоспо­собность всех участников экосистемы;

— генерирует прибыль от нетрадиционных видов деятельности;

— увеличивает пользовательскую базу;

— снижает издержки на привлечение клиентов;

— увеличивает стоимость и узнаваемость бренда.

Как построить экосистему

Разберем на примере банка 3 базовых стратегии построения цифровых экосистем.

Разработать новые продукты внутри компании 

Ядро экосистемы — банковские услуги, которые аккумулируют основную аудиторию. Аналитики банка изучают интересы пользователей. На основе исследования банк предлагает закрывать финансовые задачи — транспорт, развлечения, путешествия, еда, здоровье. 

Разработка каждого нового продукта — это создание полноценного бизнеса и его последующая интеграция. Здесь придется пройти все стадии: исследование рынка, найм команды, организация бизнес-процессов, управление, разработка цифрового сервиса и его интеграция с экосистемой, поддержка и привлечение пользователей.

Купить готовые сервисы 

Банк покупает и присоединяет готовые компании, чтобы решать повседневные задачи обычных людей в еде, транспорте, покупках, отправке посылок. Экосистема банка управляет компаниями, подключает их к своей цифровой платформе и отвечает перед потребителем за их работу. 

Заключить партнерство 

Банк отвечает за финансовое направление, а повседневные услуги отдает партнерам. Например, интегрирует в свою платформу сервис продажи авиабилетов. Стратегия похожа на предыдущую. Разница в том, что партнер экосистемы остается самостоятельным участником, может выйти из нее или работать одновременно в нескольких экосистемах. 

Резюме 

Цифровая экосистема объединяет сервисы, технологии и пользователей, чтобы последние бесшовно получали необходимые товары и услуги.

Экосистема генерирует прибыль от нетрадиционных видов деятельности, увеличивает пользовательскую базу, снижает издержки на привлечение клиентов и увеличивает стоимость и узнаваемость бренда. 

Чтобы построить экосистему, можно разработать новые продукты с нуля, купить готовые компании или заключить партнерства с другими сервисами.